Get Adobe Flash player

twitter1

сихология - тренеру по академической гребле

Перевод Екатерины Клешневой статьи A COACH'S PSYCHOLOGY OF ROWING с сайта американского спортивного психолога Dr. Joan S. Ingalls.

Недавно, блуждая по магазину старой книги, я нашла книгу «Современная Академическая гребля» Поля Уилсона (Stackpole Co.: Mechanicsburg, PA, 1969). Какое удовольствие читать слова этого великого тренера об инновациях немецкого гребного клуба Ратцебурга, и о его собственных мыслях о психологии академической гребли: «Некоторым людям кажется, что такие вещи, как бесстрашие, желание победить, и способность работать на пределе – это просто свойства, присущие определенным личностям. На самом деле, эти качества в той же мере зависят от программы тренировок, как и все остальное … психологическая тренировка должна быть спланирована также, как и вся тренировочная программа» (стр. 111).

Далее он говорит, что для оптимальной гребли, спортсменам необходим «как можно более высокий болевой порог … (который), обычно, соответствует уровню физической подготовленности». (стр. 112). То есть с ростом физической подготовленности растет болевой порог. Но как же это происходит? Чисто в ходе тренировок или в результате умственного усилия? Согласно Уилсону, и то и другое происходит одновременно и стимулирует друг друга. Далее он объясняет, что частично психологическая тренировка заключается в том, что ты учишься осознавать, что можешь идти дальше того усилия, которое, как тебе кажется, ты способен преодолеть. Этим хочу сказать, что первые сигналы мучительной боли не следует принимать серьезно. После того, как испытаешь эту боль, ты можешь без опасения подтолкнуть себя еще дальше и поднять тем самым свой болевой порог.

Лучший способ достичь превышения порога это «сильные 10» - 10 гребков в максимальную силу. Уилсон рекомендует для этой нагрузки, для своих команд – восьмерок, темп 36-38 гребков в минуту. Он советует делать «сильные 10» после разминки, пока команда еще не устала. Вначале необходимо заверить команду, что у них будет достаточно времени, чтобы восстановиться, после этого усилия. В противном случае, они возможно будут экономить силы, чтобы сохранить энергию для оставшейся работы.

Такие «10 сильных» - это упражнение для ума, а не для тела, пишет Уилсон. Спортсмен должен сконцентрироваться, рассчитать силы, и затем приложить максимальные усилия на каждом гребке. Неизбежно техника разваливается, частично из-за увеличивающегося напряжения от усилия, но, тем не менее, спортсмен понимает каково его максимальное усилие на данном этапе подготовки. Он осознает насколько меньше от максимальных его обычные усилия при гребле. Если он потом пытается грести на максимуме, то быстро теряет все силы после 20 или 30 гребков. С повышением уровня подготовленности «10 сильных» можно увеличить до 20.

При данном подходе спортсмен способен брать на себя больше ответственности для выполнения более трудных задач. Тренер освобождается, хотя бы частично, он нагрузки по мотивации своих спортсменов и от любого недовольства, которое могут выказывать спортсмены при его попытках их мотивировать. Подход Уилсона улучшает нравственность всего экипажа, потому что каждый гребец знает, что ни он один тяжело работает, на самом деле, каждый может думать, что другие работают еще больше.

Уилсон видит в интервальной тренировке, часто используемой во многих видах спорта, похожее упражнение для ума, как и «10 сильных». Когда команда способна прогрести вторые 500м, отдохнув после первых, в полную силу и с результатом не хуже, чем на 7-8 секунд, она готова работать на 1000м отрезках. Если команда в хорошей спортивной форме, страх от более длительных отрезков ослабевает по мере того, как они узнают, что отрезки не так уж трудны и их результат на них не ухудшается. Выполняя повторные попытки, команда приобретает абсолютную уверенность в том, что способна прогрести 2000 метров с определенным максимальным усилием.

Мне кажется, что это «тренерская психология» в наилучшем виде. Этот подход к психологии деятельности не доступен спортивному психологу; работа по разработке тренировочных нагрузок с целью формирования развития психологической готовности спортсмена или в данном случае психологической силы духа просто принадлежит тренеру. Спортивный психолог-консультант, однако, может дополнить усилия тренера, помогая спортсменам расширить их психологические процессы, сопровождающие развитие повышенной толерантности к боли. Например, спортивные психологи-консультанты знают, что если спортсмен создает в уме образ себя самого в ситуации, когда он чувствует боль, и затем отодвигает этот образ вдаль от себя, боль снижается. Подобно этому, если он увеличивает или уменьшает количество света в образе, интенсивность  чувства боли будет усиливаться или снижаться.

Спортивный психолог может также научить спортсмена «доступу» к особым психологическим «ресурсам», подходящим к поставленной задаче. Например, если спортсмен, как бы хорошо его не подготовил тренер, нервничает, что у него не хватит энергии завершить гонку, вероятно, сможет повысить свою уверенность, вспомнив ситуации, в которых у него было достаточно энергии, чтобы завершить выполнение сложной задачи, или даже представить другого человека, у которого эта энергия есть. Тело откликается на такую простую стратегию мобилизацией психологических компонентов, соответствующих энергичному состоянию. Этот и подобные процессы со временем становятся все более понятными ученым. Статья «Отслеживание Молекул, ответственных за связь Мозг-Тело» ("Tracing Molecules that make the Brain-Body Connection"  (February 14, 1997 Science) сообщает о научных находках, подтверждающих это заявление.

О чем думать во время гонки

Согласно Уилсону, из-за значительного использования крови мускулатурой в ходе физической работы, для того, чтобы думать, остается немного. Так что те скудные мысли, которые присутствуют, должны быть направлены на пользу дела.

  1. 1.«… в конце гонки сила равна форме». Гребцу следует тренировать себя думать о технике в состоянии сильной усталости. Тренеру следует настаивать на хорошей технике во время силовых отрезков, будучи особенно осторожным при указании на специфические ошибки, которые, как он знает, спортсмен может исправить при гребле с низкой интенсивностью.
  2. 2.Гребцу следует тренировать себя думать о силе, прилагаемой на каждом отрезке гонки – тот отрезок, который он проходит в настоящий момент – самый важный. В идеале ему следует концентрироваться на добавлении чуть больших усилий на каждом последующем гребке в ходе гонки, так, что гонка заканчивается спринтом. Исключением к этому общему правилу являются ситуации, когда приходится добавлять больше силы, чем только чуть-чуть:
    1. a.Обход поворота.
    2. b.«поймать рака», когда рядом соперники.
    3. c.Когда, по какой-либо причине упал темп.
    4. d.При сильном встречном ветре.

Как спортивный психолог, я не говорю спортсменам о чем им думать во время гонки. Я призываю их думать о том, о чем их просит думать тренер. Я могу спросить спортсмена: «Как ты собираешься фокусироваться на своей техники во время гонки? Будешь ли ты представлять образы правильной техники? Будешь ли ты повторять себе определенные ключевые фразы о правильной технике, которые слышал от тренера? Будешь ли вспоминать свои мышечные ощущения при правильной технике?». Каждый из этих вопросов может помочь спортсмену, который знает правильную технику и прислушивается к своему тренеру, вспомнить полезную информацию и сконцентрироваться на важных деталях во время гонки.

Если тренер сказал спортсмену думать о постепенном небольшом увеличении силы во время гонки, я могу это активизировать. Я могу предложить спортсмену психологическое упражнение, в котором он вспомнил бы моменты, когда ему это удавалось. Я бы позволила ему тщательно и в совершенстве испытать тот опыт, чтобы он в точности понял то, как он аккумулировал для этого энергию. Затем он мог начать развивать способность делать это автоматически, когда потребуется.

Советы Уилсона тренерам

  1. 1.Тренеру не следует пугать команду преувеличением тяжести нагрузки – такие комментарии приводят к тому, что команда придерживает свои максимальные усилия. Именно гребец приводит себя к спортивной форме, а не тренер. Мотивация должна идти изнутри.
  2. 2.Тренеру следует говорить гребцам в начале тренировки предполагаемую продолжительность тренировки, расстояние, которое нужно будет пройти и размеры отрезков, так чтобы они могли рассчитать, сколько метров максимальных усилий потребуется. В этом случае они смогут к концу тренировки достичь сильного утомления.
  3. 3.В начале тренировки тренеру следует предложить команде выполнить оптимальный отрезок, при условии, что команда чувствует, что может с ним справиться. Это позволит команде выложиться, даже если спланированная тренером работа к этому не вела.
  4. 4.Тренеру не следует доводить команду до точки, когда она вынуждена сдаться. «Бессмысленно команде грести без вдохновения и сил». В таких условиях техника разваливается, и укореняются вредные привычки – зависание в захвате, промашка, неверная пропорция движений спины и ног, и стягивание лопасти весла в конце гребка, и т.д. – которые могут быть результатом попыток сохранить энергию. Прогресс достигается тогда, когда команда, не смотря на утомление, все еще может применить почти столько же сил, что и в неутомленном состоянии. Если же команде приходится сдаться, то психологическим эффектом станет мощный удар по морали, самооценке и гордости. Гребец дистанцируется от своих выступлений, и привыкает сдаваться – даже предвосхищает это, и сдается еще до срока. В конце концов, гребец учится «ломаться» под давлением и, чтобы исправить эту проблему, возможно, будет необходима психологическая помощь.

Уилсон никогда не упоминает о том, чтобы разговаривать со спортсменами о победе или о вдохновляющих их речах. Я не знаю почему он пренебрегает этими моментами, но я знаю почему этого не делаю я. Победа не подконтрольна спортсмену. Зачем им тратить энергию на стремление к чему-то, что находится вне их контроля? Под их контролем только отличное выступление. Произносить вдохновляющие речи в день гонки слишком поздно, а до дня гонок – лишает спортсмена, в некоторой мере, его собственной внутренней мотивации.

Понравилась статья? Поделись ей с другими:

Последние новости

Яндекс.Метрика